19 сентября 2014

Кровь, Возрождение и псевдодокументалистика: что смотреть на «Послании к человеку»

В субботу в Петербурге открывается кинофестиваль «Послание к человеку». Каннские хиты из Украины и Италии, программы экспериментального кино, Pussy Riot и Мишель Уэльбек — «Бумага» выбрала самые интересные показы.
Кадр из фильма «В подвале» Ульриха Зайдля
«Послание к человеку» — старейший кинофестиваль Петербурга, появившийся во время перестройки как смотр документального кино. С тех пор диапазон фестиваля расширился мультипликацией, экспериментальным кино и короткометражками, а вне конкурса стали показывать и игровые полнометражные фильмы. В этом году в программу вошло более двухсот фильмов (полный список и расписание можно найти на официальном сайте фестиваля). Среди них — работы дебютантов, малоизвестных авангардистов и признанных классиков. К последним относятся, например, братья Дарденн, чью социальную драму «Два дня, одна ночь» покажут на открытии (скоро она выйдет в российский прокат). Мы выбрали еще десять пунктов программы, которые нельзя пропустить.

Фильмы об Африке

Важная миссия документального кино — рассказывать о мире, в котором мы живем, и, в частности, о тех его частях, которые нам не известны. Поэтому западные режиссеры-документалисты часто отправляются за сюжетами на самый загадочный из шести континентов. В международном конкурсе «Послания» — два фильма об Африке. «Лес танцующих духов» Линды Вестрик — антропологическое кино, состоящее из историй, которые рассказывают режиссеру мужчины и женщины племени ака, живущего в тропических лесах Конго. «В сумерках» Бориса Герретса — о городской Африке: фильм повествует об уличной банде Фритауна, столицы Либерии — единственной страны континента, не знавшей колонизации. В спецпоказах — «Тренер Зоран и его африканские тигры» о сербском ветеране, пытающемся создать футбольную сборную Южного Судана, и «Песни леса» о музыке пигмеев. Все эти фильмы сняты европейцами и американцами, а собственный взгляд африканцев на мир можно будет увидеть в подборке короткометражного кино, созданного студентами киношколы в Уганде.

«Похищение Уэльбека»

В последнем на сегодняшний день романе Мишеля Уэльбека «Карта и территория» сам автор появляется в качестве персонажа, причем главный герой находит писателя жалким и неприятным и в итоге его убивает. Вскоре после того, как роман вышел и получил Гонкуровскую премию, Уэльбек пропал во время промотура, и французские газеты наполнились слухами, что его похитили ради выкупа. Что произошло на самом деле, неясно (вроде как у писателя просто были проблемы с интернетом и он забыл о расписании), но в реальности, данной нам в фильме Гийома Никлу, его похитили и в самом деле. Фильм, премьера которого состоялась на фестивале в Берлине, рассказывает о неделе, проведенной Уэльбеком в заточении, и рисует ситуацию из рассказа О. Генри: своей знаменитой склочностью и желчностью писатель выводит похитителей из себя, а потом добивается от них сочувствия, превращая ситуацию в своего рода обратный стокгольмский синдром. Постмодернистскую игру с реальностью и вымыслом дополняет единственно верное в таком сюжете кастинговое решение: в роли Мишеля Уэльбека — сам Мишель Уэльбек.

«Племя»

Самый громкий (хотя это слово в контексте картины не очень уместно) украинский фильм не только этого года, но и, возможно, десятилетия — премированная в Каннах драма об интернате для глухонемых подростков, где жизнь идет по своим особенным жестким правилам. Диалоги в «Племени» ведутся на жестовом языке, причем они принципиально оставлены режиссером Мирославом Слабошпицким без перевода, потому что любовь и ненависть в таковом не нуждаются. Между прочим, именно эти два полюса обычно занимают посмотревшие фильм в своих оценках. Дискуссия вокруг «Племени» в Украине (временами перехлестывающая в Россию) яростна и бескомпромиссна: с одной стороны восхищаются витальностью и силой эмоции, с другой — обвиняют в эксплуатации стереотипов о Восточной Европе. Градус обсуждений заставляет верить в будущее украинского кино.

«Pussy против Путина» и «Украина не бордель»

«Чудеса»

События этого года, связанные с Россией и Украиной, затмили и Pussy Riot, и Femen, но все равно: то, что эти две страны ассоциируются в мире еще и с феминистским акционизмом, — несколько парадоксально. Международное название «Послание к человеку» — неполиткорректное Message to Man, но на его программе это не отразилось. Два недлинных документальных фильма в программе спецпоказов излагают историю и девушек в балаклавах (причем полную историю, а не только начиная с танца в храме), и топлесс-активисток из Украины.
Итальянка Аличе Рорвахер — главное открытие европейского кино этого года. «Чудеса» — отчасти автобиографический фильм, рассказывающий о взрослении двух сестер в итальянской деревне. Их родители делают мед, они из числа последних европейцев, поддерживающих традиционный уклад жизни; в реальный сюжет вплетаются поэзия и сказка. В прессе работу Рорвахер сравнивали, кажется, со всеми ее великими соотечественниками, а в Каннах дали один из главных призов.

«В подвале»

Австрийский режиссер Ульрих Зайдль, посвятивший свою карьеру подглядыванию за современниками-соотечественниками, больше известен как режиссер игрового кино (в особенности недавней трилогии «Рай»). Однако он еще и документалист: в прошлом году на «Послании к человеку» Зайдль представлял свой фильм о прихожанах нескольких католических храмов, а в этом фестиваль показывает его новый фильм, действие которого происходит именно там, где обещает название. Австрийские подвалы довольно часто оказываются в сводках криминальных новостей; у Зайдля материал не настолько желтый, но гротеска хватает: мы увидим и сцены из жизни садомазохистов, и коллекционера нацистской атрибутики. Подвал — это то место, где цветут потаенные желания.

«Кровь»

Единственный российский участник международного конкурса — черно-белый часовой фильм о буднях передвижной станции переливания крови. Для титулованного режиссера Алины Рудницкой эта тема — повод приглядеться к городам русской провинции, где к «газели» с оборудованием выстраиваются очереди из людей, готовых продавать свое тело. Вообще же истории об отечественной медицине — один из сквозных сюжетов российской документалистики: в национальном конкурсе покажут еще «Кардиополитику» о связи хирургии и политики и «21 день» киноведа и режиссера Тамары Дондурей — о пациентах хосписа, в котором можно находиться только три недели.

«Национальная галерея»

Очередной монументальный труд Фредерика Уайзмана — американского классика документалистики, который уже почти полвека создает портреты учреждений разного рода — от сумасшедшего дома из его дебютного фильма до парламента штата Огайо и театра «Комеди Франсез». В новом фильме в объективе режиссера оказывается лондонская Национальная галерея: никаких интервью на камеру, никакого закадрового текста, никаких поясняющих титров, только люди за работой, многочисленные посетители и великие полотна Возрождения и Нового времени.

Программа «Мокументари: лоскутное одеяло реальности»

Программа «Found Footage»

Авторская программа, составленная арт-директором «Послания» Алексеем Медведевым, — путеводитель по жанру мокументари, то есть фальшивой документалистики. Фильмы этого типа создают с разными целями: чаще всего это пародия (как «Это Spinal Tap!» о вымышленной металл-группе) или мистификация (как «Забытое серебро» Питера Джексона о никогда не существовавшем пионере немого кино из Австралии), а иногда просто стилистическое решение (как «Зелиг» Вуди Аллена). Объединяет их то, что они находятся на границе между документальным и игровым, демонстрируя условность понятий «реальность» и «вымысел». Помимо перечисленных выше, в программу вошло самое известное российское мокументари «Первые на Луне» и более экзотический образец жанра — фильм «Ночью шел дождь», снятый в 60-е в Иране.
Found footage — «найденная пленка». Так называется кино, созданное средствами исключительно монтажа из уже существующих записей — в первую очередь не имеющих отношения к кино как таковому: хроники, фрагментов телепередач, рекламы, домашнего видео. Работа с визуальными образами, из которых состоит жизнь современного человека, дает возможность для аналитического и критического высказывания о состоянии мира. В программу «Послания к человеку» вошел фильм классика жанра — скончавшегося этим летом режиссера Харуна Фароки: он называется «Выход рабочих с фабрики», как первый публично показанный фильм братьев Люмьер, и состоит из обрывков фильмов, созданных за всю столетнюю историю кинематографа (кстати, еще один фильм «Послания» — «Гости» радикального авангардиста Кена Джейкобса — переводит другой фильм Люмьеров в формат 3D). Кроме Фароки, фестиваль покажет «Искупление» Мигеля Гомеша — короткометражное эссе о Европе XX века, фильм «Развалины», составленный из картин Фрица Ланга, и еще около десятка работ.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.