«Лучше здесь» — проект «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург», посвященный петербургскому бизнесу. Это серия встреч петербургских предпринимателей, а также рубрика и рассылка «Бумаги» о городском бизнесе.
На «Лучше здесь» уже выступали представители «Лосево», «Светлой музыки», школы #Sekta, сетей «Буше» и «Цех 85», пространства «Севкабель Порт», Кировского завода, бюро Delo Design, бренда косметики «Самосвет» и других петербургских компаний.
Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге и хотите поучаствовать в одной из встреч, расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму. Мы будем рады с вами познакомиться!
Петербург — один из промышленных центров России, а производства составляют основную часть экономики города. В последние годы петербургская промышленность растет, но эксперты опасаются, что в 2019-м ситуация ухудшится. К этому может привести как рост НДС, так и проблемы, сохраняющиеся годами: постоянные проверки, нехватка помещений и инвестиций.
Вместе с Банком «Санкт-Петербург» «Бумага» рассказывает, что происходит с петербургскими производствами и как власти пытаются облегчить условия для их бизнеса.
Запуску своего производства была посвящена одна из тематических встреч проекта «Лучше здесь». На ней предприниматели рассказали, как начинали свое дело в Петербурге.
В Петербурге больше 25 тысяч производств. Промышленность в городе растет, но может замедлиться из-за роста НДС
В начале 2018 года, по данным Петростата, в Петербурге было 25 815 обрабатывающих производств (создающих продукцию на основе уже полученного ранее материала), в Ленобласти — 3068. Промышленность составляет одну из самых больших долей экономики Петербурга. Доходная часть бюджета города за 2017 год почти наполовину состояла из налогов, получаемых от промышленности, — 46,5 % (более 238 млрд рублей). По итогам первого квартала 2019 года этот показатель достиг 47,3 %.
В 2018 году промышленность в Петербурге развивалась даже лучше, чем в среднем по стране, и выросла на 5 % (на столько выросли объемы производимой предприятиями продукции), выйдя на уровень до кризиса 2014 года. Основа городской промышленности — машиностроение, приборостроение и судостроение. А еще Петербург — крупнейший центр пивоварения в России.
Но эксперты и производители прогнозируют, что этот темп в 2019-м замедлится, а у петербургских предприятий станет меньше денег, хотя их финансовое состояние почти не менялось с 2015-го. Среди основных причин выделяют рост НДС, низкую покупательную способность россиян и нестабильность внешнего рынка.
Профессор финансов Российской экономической школы Олег Шибанов летом 2018-го объяснял «Бумаге», как повышение НДС скажется на производителях и на ценах их продуктов.
Олег Шибанов, профессор финансов Российской экономической школы:
— На ценах [продуктов для покупателей рост НДС] точно скажется. Возможно, если не в 2018-м году, то в следующем они точно вырастут. У производителей нет возможности не вкладывать возросшую налоговую нагрузку в стоимость своих товаров.
<…> У людей могло быть опасение, что часть бизнеса уйдет в тень из-за повышения налогов. Из специалистов такого эффекта никто не ждет, потому что налоговая служба уже научилась приходить за нужными ей налогами. Сборы НДС сейчас близки к 100 % — и не кажется, что они снизятся.
По прогнозам специалистов, сделанным в конце 2018 года, в лучшем случае промышленность в городе в 2019 году вырастет на 3,1 %, в худшем — на 1,8 %. Но уже по итогам первых четырех месяцев года рост составил 5,1 %.
На производствах в Петербурге проходят десятки проверок, а требования постоянно меняются. Это мешает бизнесу
Аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в Петербурге Александра Абраменко в 2018 году опросил представителей городского бизнеса. Среди основных проблем предприятий в последние годы они назвали нарушение прав предпринимателей и необоснованное возбуждение уголовных дел, давление со стороны контрольно-надзорных органов и налоговой, трудности с получением земельных участков и помещений.
Конкретно в 2018-м в список ключевых проблем вошли ухудшение общей ситуации в экономике, повышение налогов, рост курса валют и арендных платежей.
Кроме того, средние и малые предприятия жалуются на недостаточную поддержку государства. Проблемы и их причины, по данным аппарата омбудсмена, не меняются из года в год.
Частые проверки и давление контрольно-надзорных органов попадают в список основных проблем петербургских предприятий из года в год. В группе компаний «Лосево», производящих молочные продукты в Ленобласти, «Бумаге» рассказали, что на их предприятии проходит за год в среднем 60 плановых и внеплановых проверок Роспотребнадзора, Россельхознадзора, инспекции по труду, прокуратуры, налоговой инспекции, Пенсионного фонда и других структур.
Пресс-служба ГК «Лосево»:
— Разумеется, мы понимаем, что совсем без проверок обойтись нельзя. Но постоянные изменения требований всех надзорных органов приводят к большому количеству затрат. Проведение экспертиз, лабораторных исследований, покупка дополнительного оборудования — всё это мы проводим за свой счет. С учетом крайне низкой рентабельности некоторые из этих требований выполнить мы не можем в срок, как следствие, мы получаем штрафы.
В итоге рентабельность в лучшем случае становится нулевой. Но при этом хозяйство должно еще и развиваться, не говоря уже про амортизацию производства.
В «Лосево» считают, что при формировании новых требований к бизнесу государству следует брать на себя часть затрат или задавать более гибкие сроки на нововведения.
Кроме того, новые производства с трудом получают финансирование из бюджета, а иностранные инвестиции после кризиса 2014-го сокращаются каждый год. Если в 2013-м они составляли 13,06 млрд долларов, то в 2014-м сократились почти в два раза, а в 2017-м снизились до 5,91 млрд долларов.
Всё это сказывается и на промышленности, говорит декан факультета экономики Европейского университета Юлия Вымятнина. Из всех инвестиций, поступающих в городскую экономику, 70 % идут средним и крупным предприятиям.
В последнее время есть и улучшения. Например, банки более охотно дают производствам кредиты
По некоторым показателям по сравнению с прошлым годом ситуация улучшилась. Например, предприниматели стали реже называть проблемой повышение ставок банков по коммерческим кредитам. В Минэкономразвития в марте также заявили, что намерены сокращать кредитную ставку для малого и среднего бизнеса и сделать ее ниже ключевой, если они будут обращаться в государственные микрофинансовые организации. Банки тоже постепенно снижают ставки.
В Банке «Санкт-Петербург» «Бумаге» пояснили, что у них нет ограничений по кредитованию для производителей. Единственное неудобство, по словам представителей банка, может создавать то, что у производств банки запрашивают более широкий список документов, чем у других предприятий, так как там более сложный бухгалтерский учет.
При этом малый бизнес Банк «Санкт-Петербург» кредитует по упрощенной схеме. Навстречу малым предприятиям примерно с 2017 года стали идти и другие банки. Как объяснили «Бумаге» в Банке «Санкт-Петербург», большинство банков стараются рассмотреть заявки от малого бизнеса быстрее, чем заявку крупного.
Вячеслав Ермолин, заместитель председателя правления Банка «Санкт-Петербург»:
— Основная ошибка петербургских предпринимателей заключается в том, что чаще всего они идут в банк с мыслью, что им откажут в кредите. Банки заинтересованы в том, чтобы выдать кредит, поскольку благодаря тому, что наш клиент получает дополнительное финансирование, увеличиваются обороты его бизнеса, расширяется пакет услуг, которыми пользуется клиент, что, в свою очередь, позволяет Банку расти и расширяться вместе с ним.
Однако условия кредитования зависят и от отрасли. В Банке «Санкт-Петербург» говорят, что сложнее проводить сделки, связанные со строительством, капитальными вложениями или открытием нового направления деятельности, так как всё перечисленное включает в себя анализ проектной и разрешительной документации.
В Петербурге тяжело найти помещение под производство. Старые цеха не подходят, а под новую застройку в городе не хватает земли
На организованной «Бумагой» и «Банком Санкт-Петербург» закрытой встрече «Лучше здесь», в которой участвовали представители петербургских производств, многие обращали внимание на еще одну проблему Петербурга: в черте города зачастую сложно найти помещение. В частности, производители пищевой продукции говорили, что им тяжело найти помещения для своих цехов с учетом требований ведомств.
Эта проблема существует не первый год. Например, петербуржец Максим Ожегов рассказывал «Бумаге», что, запуская производство комбучи в 2013 году, долгое время не мог найти помещение. Это стало одной из наибольших трудностей в создании бизнеса.
Максим Ожегов, создатель HQ Kombucha:
— Оказалось, найти небольшое помещение для производства пищевой продукции, соответствующее санитарным и другим требованиям, не так уж и просто. У нас это заняло около трех месяцев, что отодвинуло планируемый срок запуска. Сняли помещение бывшего завода «Пекарь», потом максимально привели помещение в соответствие с нормами: пришлось делать ремонт — это тоже были дополнительные расходы.
Владелец петербургских пекарен «Мой хлебный» в разговоре с vc.ru рассказывал, что найти помещение, подходящее и для производства, и для торговли, почти невозможно из-за требований различных ведомств.
Михаил Морозов, владелец пекарен «Мой хлебный»:
— У санэпидемстанции, Пожнадзора и Роспотребнадзора много требований к помещению. Подходящее, скорее всего, будет в глубине дворов, далеко от дороги, остановок и всего того, мимо чего проходят покупатели. Даже если проверяющие одобрят помещение, покупатель туда никогда не придет: просто не найдет.
Не удается найти подходящие пространства и крупным производствам. «Деловой Петербург» в 2016 году писал, что под промышленную застройку в Петербурге продают лишь 1 тысячу га земли, и только 10 % участков подходят требованиям крупных производств по инфраструктуре.
В конце концов строительство с созданием инфраструктуры обходится слишком дорого, рассказывал изданию гендиректор НПК «Мегадор» Андрей Голубков. А старые цеха зачастую не подходят крупным производствам по разными причинам: не хватает инженерных мощностей, нельзя перестроить или переоборудовать цех из-за охраняемого статуса здания или помещениями владеет слишком много собственников одновременно, что может привести к трудностям с арендой.
Впрочем, декан факультета экономики ЕУ Юлия Вымятнина поясняет, что отсутствие пространства под производства — это специфика не Петербурга, а любого бурно развивающегося города.
Юлия Вымятнина, декан факультета экономики Европейского университета:
— У нас только сейчас город понимает, в каком направлении развиваться. Начинает не просто, например, строить жилые кварталы, а делать их удобными. Это касается и строительства новых цехов и использования уже существующих помещений. Переназначение существующих зданий недостаточно продумывается.
В поисках подходящей территории производства зачастую уезжают в Ленобласть. Так, например, поступит петербургский магазин одежды Gate31. Сейчас у бренда два цеха на примерно 500 кв. м в «Ткачах», к открытию планируется еще один на 200 кв. м, рассказал «Бумаге» глава предприятия Денис Шевченко. Однако для дальнейшего расширения в 2020-м году планируется открыть производство в Ленобласти.
Но у производств в области появляются дополнительные проблемы с транспортом и инфраструктурой. Создать удобные условия для сотрудников, живущих в городе, становится сложно: это требует дополнительных затрат на логистику, рассказывают в «Лосево», чьи цеха работают в Выборгском районе Ленинградской области.
Пресс-служба ГК «Лосево»:
— Квалифицированные специалисты неохотно переезжают к нам [из Петербурга]. Мы стараемся обеспечить достойные условия работы для своих сотрудников: иногородним специалистам предоставляется жилье, существует система денежной мотивации, инвестиции в их обучение и развитие. <…>
Инфраструктуры [в окрестностях], к сожалению, попросту нет — ни фельдшерского пункта, ни стадиона, ни тем более каких-либо развлечений. Мы самостоятельно для сотрудников организовали спортивные залы. Приглашаем тренеров для занятий сотрудников и их детей.
Квалифицированных специалистов, которые могли бы работать на производстве, не хватает. Поэтому компании обучают их самостоятельно
Нехватка профессионалов на рынке — еще одна проблема, с которой сталкиваются многие отрасли производства. О дефиците кадров как об одной из наиболее острых проблем российской промышленности уже говорят и исследователи.
— Еще одной проблемой [промышленности в Петербурге] является слабое использование потенциала научных и образовательных учреждений города. В Санкт-Петербурге сохранилось немало учебных заведений, которые готовят специалистов фактически «в никуда»: рабочих мест для их трудоустройства в городе нет. Так, в Петербурге по-прежнему ведется подготовка рабочих для нужд обувной промышленности, хотя в городе эта отрасль почти исчезла. С другой стороны, представители ряда отраслей жалуются на нехватку квалифицированной рабочей силы.
Некоторые компании взаимодействуют с вузами (в Петербурге, например, многие выпускники СПбГУ, Политеха, ИТМО и Горного университета находят работу в компаниях-партнерах этих вузов) и кадровыми агентствами (с ними, например, сотрудничают «Эльдорадо», «Ренессанс страхование» и «Райффайзенбанк»). «Лосево» не ограничивается поиском работников в Петербурге и Ленобласти и привлекает специалистов со всей России.
На закрытой встрече «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург» «Лучше здесь» производители рассказывали «Бумаге», что стараются сами обучать кадры под свои нужды. Так, например, поступают в магазине авторского декора «Гогольшоп», который сам производит свою продукцию.
Екатерина Коверник, совладелица «Гогольшопа»:
— Новые сотрудники проходят у нас обучение, мы рассказываем про специфику своего бизнеса, доносим мысль, почему так важно идеальное качество и внешний вид изделий. Клиент заказывает условные настенные часы и будет смотреть на них по многу раз в день. Любой изъян будет каждый раз бросаться ему в глаза. Так рисковать мы не можем. Когда объясняешь это так, простыми понятными словами, а не абстрактными «для нас важно качество», мысль укладывается в головы с первого раза и строить общие ценности становится проще.
По словам Коверник, «поиск профессиональных кадров для „Гогольшопа“ всегда превращается в квест». Зачастую люди, которые способны выполнять базовые задачи, не готовы выполнять заданные производством стандарты. «Люди приходят с очень разным опытом, и часто мы расстаемся после первых же “да ладно вам, и так сойдет”», — поясняет Коверник. По ее словам, эта проблема нередко встречается у кандидатов с многолетним опытом, которые могут пренебрегать техникой безопасности и отказываться обучаться новому.
Денис Шевченко из Gate31 также рассказывает о нехватке профессиональных швей для производства одежды. Молодежь, по его словам, на эту работу не идет, а специалисты, получившие образование и профессиональный опыт в советское время, не всегда готовы развиваться. Gate31 зачастую берет начинающих дизайнеров и конструкторов и обучает их, а швей под стандарты предприятия может переобучать мастер цеха.
Власти обсуждают изменения, которые сделают ведение бизнеса более удобным и сократят количество проверок
Уполномоченный по правам предпринимателей по итогам 2018 года рекомендовал Смольному увеличить финансирование программы по развитию малого и среднего бизнеса, снизить для предприятий тарифную нагрузку, чтобы они меньше платили, например, за потребляемую в больших количествах электроэнергию, а также создать рабочую группу, которая проверит, насколько эффективно комитет имущественных отношений распоряжается городскими помещениями.
Председатель комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Закса Алексей Макаров считает, что рост петербургской промышленности в 2018 году произошел благодаря специальным инвестиционным контрактам (по ним город обязан предоставлять поддержку предприятию) и системе поддержки технопарков.
Правительство России также пытается постепенно снизить налоговую нагрузку на разные отрасли промышленности — например, на сельхозмашиностроение.
Долгое время в правительстве говорят и о необходимости бороться с большим давлением на предприятия со стороны регулирующих органов. В январе Дмитрий Медведев заявил, что количество предъявляемых бизнесу требований необоснованно завышено и предложил механизм «регуляторной гильотины».
Этот механизм подразумевает, что все существующие требования будут пересмотрены, а необоснованные утратят силу. Министр финансов Антон Силуанов считает, что «регуляторная гильотина» позволит сократить число требований к бизнесу вдвое.
Юлия Вымятнина, декан факультета экономики Европейского университета:
— Властям нужно планировать развитие производства. После развала СССР не появилось новых институций, ответственных за это. Процесс идет, но не быстро, спрос есть, но он не растет. При проверках производств нужно перейти к простым и понятным чек-листам, чтобы инспектор не доставал какую-нибудь инструкцию 1975-го года, создавая проблемы для предприятия.
На время введения механизма, который представили на ПМЭФ, Медведев запретил вводить новые требования к предприятиям. Предполагается, что требования к бизнесу обновят в 2021 году.