«Бумага» и «Газпром нефть» запустили спецпроект о новых магистерских программах, лабораториях и курсах, открытых в вузах Петербурга при участии крупных технологических компаний. Читайте, как студенту попасть на стажировку в международную корпорацию, получить грант и начать успешную карьеру в математике, физике или IT.
Почему математики востребованы в нефтяных компаниях, сложно ли совмещать занятия наукой с работой и как вузы помогают талантливым студентам начать карьеру?
Для партнерского материала с «Газпром нефтью» «Бумага» поговорила со студентами петербургских вузов о том, как они выбрали место учебы и где успели применить полученные знания.
Полина Перстнева
Студентка 4-го курса бакалавриата СПбГУ по направлению «Математика», сотрудница лаборатории Чебышева
— Последние четыре года я училась на математико-механическом факультете на программе «Математика». Она создана лабораторией Чебышева и спонсируется компанией «Газпром нефть». Теперь эту программу и несколько других выделили в отдельный факультет, к поддержке которого присоединились «Яндекс» и «JetBrains».
Уже на втором курсе я стала заниматься исследовательской работой. Когда проходил конкурс на замещение новых позиций в лаборатории Чебышева, мой первый научный руководитель, который там работает, предложил мне попробовать устроиться. Я подала заявку, и меня взяли.
Мои научные интересы сейчас — в очень общих чертах — это гармонический анализ, раздел математического анализа. Официально моя должность называется «лаборант-исследователь». Это не очень большие деньги, но для студента все-таки хорошее подспорье. Вообще, возможностей для студента заниматься чистой математикой и получать за это зарплату в Петербурге не очень много.
У нас есть группы, которые занимаются индустриальными проектами, но все-таки основная специализация лаборатории — это чистая математика. Математическое сообщество вообще так устроено, что люди в нем исследуют разные вещи, не всегда понимая, пригодится это на практике или нет. Потом оказывается, что кто-то находит неожиданное применение, например, в нефтедобыче или придумывает новый полезный алгоритм, используя наработки своих коллег или даже предшественников.
Учиться и работать в лаборатории гораздо проще, чем, например, учиться и одновременно работать программистом в сторонней организации. Учебный процесс и исследовательская деятельность тесно связаны. На парах вы получили новые знания, а потом пришли в лабораторию и тут же их применили. В университете в рамках образовательной программы всё равно нужно заниматься исследованиями: в конце каждого года нужно сдавать курсовую, которую можно написать о кусочке вашего проекта в лаборатории. Кроме того, работа увлекательная и график гибкий.
Я считаю, что на нашем потоке хорошо составлена программа и преподаватели замечательные. Они заботливые и участливые: если тебе что-то непонятно, то они готовы объяснить даже во внеурочное время. И рады с нами просто по-человечески пообщаться.
Главная проблема технических вузов, как мне кажется, — это проблема финансирования. А у нас она решена. Газпромовская поддержка очень многое дает для нашего направления, потому что она позволяет существенно улучшить качество образования. Из спонсорских денег выплачиваются зарплаты преподавателям, за счет этого оклады могут конкурировать с крупными университетами за рубежом. Направление имеет возможность приглашать хороших сильных лекторов, известных преподавателей из-за границы. Кроме того, из этих денег выплачиваются стипендии лучшим студентам. Гораздо приятнее получать стипендию за интересную учебу, чем идти куда-то подрабатывать.
В лаборатории также есть отдел, который занимается задачами для «Газпром нефти». Так что, получается, отношения лаборатории и «Газпром нефти» — это в каком-то смысле не только меценатство, но и сотрудничество тоже. Кроме того, есть масса плюшек в виде стажировок. Поскольку нам постоянно рассказывают, где какие есть и что там можно делать, становится легче подать заявки и устроиться.
Ксения Новикова
Студентка 4-го курса бакалавриата СПбГЭУ по направлению «Матметоды в экономике» и Computer Science Center, стажерка «Газпром нефти»
— Я учусь на факультете экономики и финансов, а также в Computer Science Center — это такая школа дополнительного образования по программированию (проект, созданный на базе «Яндекса» и активно взаимодействующий с «JetBrains», — прим. «Бумаги»). Я увлекаюсь машинным обучением и анализом данных.
Кроме того, я прохожу стажировку в компании «Газпром нефть», с которой сотрудничает наш университет. «Газпром нефть» делает рассылку о вакансиях и стажировках в социальных сетях, в том числе в группе нашего университета, но я услышала о стажировке от других студентов, которые там работали.
Были разные варианты стажировки, но я выбрала проект, связанный с анализом текстов, потому что в прошлом семестре проходила курс «Анализ текстов» в Computer Science Center, и меня эта тема очень заинтересовала. Я попала в команду, которая занимается разработкой чат-бота — интеллектуального помощника. Эта программа определяет содержание запроса, с которым обратился клиент, и из базы данных предлагает тот вариант, который может решить вопрос. Например, клиент участвует в программе лояльности АЗС «Газпром нефть» и хочет рассчитать бонусы, которые ему начисляются за покупку топлива.
В университете нас научили эконометрическому моделированию, статистике, теории вероятности. В Computer Science Center меня научили машинному обучению и некоторым другим базовым курсам. Всё это удается применять на стажировке. На практике я изучаю новые библиотеки, написанные для Python, учусь понимать difficult задачи (с неопределенным результатом — прим. «Бумаги»), различные методы, читаю статьи, пробую на практике. Каждую неделю встречаюсь со своими научными руководителями. Они дают мне задания и указания, как действовать дальше. А также советуют, что почитать самостоятельно.
Я успеваю работать в проекте и учиться одновременно, всё очень удобно организовано: у меня частичная занятость, можно работать удаленно и только раз в неделю встречаться с научным руководителем [стажировки], чтобы получать следующие указания.
Я считаю, что это очень правильно — пробовать применять теоретические знания на практике, и правильно, что вузы сейчас дают такие возможности студентам. Возможно, было бы лучше, если бы компании приходили в университет и рассказывали о своих проектах — как-то больше о себе заявляли, популяризировали себя среди студентов.
Дальше я хотела бы продолжить образование — поступить в магистратуру и, наверное, пока не трудоустраиваться, но работать над проектами, которые предложат в магистратуре. С университетами сейчас сотрудничают многие из лучших петербургских специалистов в машинном обучении и вообще во всем. Они же ведут пары, они же предлагают проекты, в которых студенты могут участвовать. У них можно многому научиться.
Виктор Медянкин
Студент 2-го курса магистратуры СПбПУ по направлению «Математическое моделирование процессов нефтегазодобычи», разработанному совместно с «Газпром нефтью»
— Я изучаю использование IT-технологий для оптимизации процессов нефтедобычи.
У студентов, которые пришли на программу «Математическое моделирование процессов нефтегазодобычи» с нефтяных специальностей, уже есть представление о нефтяной отрасли. А ребятам, которые окончили другие технические специальности, придется наверстывать знания о нефтегазовом деле. Зато с математикой у них получше. И одна из идей программы состоит в том, чтобы между ребятами происходил обмен информацией.
Преподаватели из университета дают нам общие знания по фундаментальным предметам. А предметы, касающиеся вопросов нефтегазовой отрасли, ведут сотрудники «Газпром нефти». Они рассказывают о реальных кейсах: к примеру, как сделать перфорацию скважины в правильном месте, составив на основе данных ГИС (географической информационной системы — прим. «Бумаги») примерную картину того, где находится коллектор, а где — глина. Классно, когда человек за свою профессиональную деятельность уже успел столько разного попробовать и может давать советы по учебе, исходя из своего опыта. Знания, которые дают преподаватели Политеха, и знания, которыми делятся сотрудники «Газпрома», дополняют друг друга. С одной стороны, без прикладных знаний не получится сразу начать решать реальные задачи. С другой стороны, в «Газпром нефти» есть и такие сотрудники, которые занимаются наукоемкими проектами, а двигать науку не получится без фундаментальных знаний.
Я хотел бы посоветовать тем, кто будет рассматривать эту магистерскую программу, много-много учиться и впитывать в себя знания не только о нефтегазе, но и о других сферах, как, например, информационные технологии, чтобы в будущем было можно решать задачи, подходя к ним с разных позиций.
В нашей программе есть специальный человек, который отвечает за [оплачиваемые] стажировки в «Газпром нефти». Можно выбрать задачу, которая соответствует твоим возможностям и интересам. Среди таких задач могут быть: обработка данных гидродинамических исследований скважин, разработка физико-математических моделей гидроразрыва пласта, программирование небольших скриптов для внутреннего использования — на Python, C#, Matlab или VBA. Я же во время стажировки занимался поиском решения и методологической разработкой для минимизации затрат на закачку воды на нагнетательных скважинах.
На стажировку попасть легко. Сама программа построена таким образом, чтобы была возможность стажироваться. График гибкий, но все-таки нужно быть ответственным за свои задачи. По большей части всё зависит от гибкости студента, его мотивации, желаний и стремлений.
Мой выбор этой программы связан с тем, что на ней можно учиться и стажироваться одновременно, решать реальные бизнес-кейсы. Ценно то, что ты можешь работать и перестраивать свой мозг под задачи бизнеса. Понимание задач работодателя — это новая стадия взросления от студента до полноценного сотрудника. Стажировка предоставляет эту возможность.
Я считаю, что подобные программы очень важны и нужны как студентам, чтобы они могли на ранних стадиях вовлекаться в рабочий процесс, так и компаниям, чтобы готовить молодые кадры и получать уже опытного молодого специалиста на выходе, после обучения в магистратуре.