Художественного руководителя московского театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова признали виновным по делу «Седьмой студии». Он получил три года условно и штраф 800 тысяч рублей. Суд считает Серебренникова руководителем преступной группы, «расхитившей государственные деньги».
Дело Серебренникова многие называют «показательной поркой». Режиссера задержали в августе 2017 года в Петербурге на съемках фильма «Лето», позже суд отправил его под домашний арест. Более 3 тысяч деятелей культуры подписали открытое письмо с просьбой освободить Серебренникова, акции в его поддержку устраивали по всей России и в других странах.
«Бумага» публикует слова самого Серебренникова после приговора и мнения актеров, журналистов и политиков о решении суда.
Кирилл Серебренников
Художественный руководитель «Гоголь-центра»
(цитата по «Коммерсантъ FM» и видео)
— Спасибо за поддержку всех нас, спасибо за то, что верите в нашу невиновность, за правду нужно бороться.
[На вопрос «Вы рады?»:] Я рад за вас.
Алексей Малобродский
Бывший гендиректор «Гоголь-центра»
(цитата по «Коммерсантъ FM»)
— Я ощущаю усталость и благодарность всем вам, компромисс, на который пошел суд, — это ваша победа.
Александр Филиппенко
Актер (цитата по «Говорит Москва»)
— Это давняя тема — художник и власть. Больше ничего здесь, никакой темы нет. Толком никто не оспаривает какие-то финансовые нарушения. Я 20 лет проработал в театре Вахтангова. В свое время там тоже были какие-то финансовые неудобства, но никто не решался посадить Михаила Ульянова. Руководителя. Отдельно финансы и отдельно творчество. Я счастлив, что я работал и работаю в спектакле Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре». Но сам он теперь попал в театр абсурда, где действующие лица — это деньги, зависть, холопство и холуйство. Мы привыкли к болтологии, к пене, которая создается вокруг. <…>
[Это дело] чрезвычайно повлияет [на российскую культуру]. Я считаю, что эта черта пройдена. Надежда только на молодежь, которая потом проведет свой Нюрнбергский процесс по театральному делу и сделает свои выводы. Все эти болтуны и лгуны наивно думают, что на Главном суде не спросят. Это же насколько бездарные, чудовищные люди? Это у нас великая статья была у Вахтангова — «с художника спросится, куда ты девал свои искры». Все, кто поддерживает обвинительное заключение, ничего у них в жизни больше не выйдет. Это вам Азазелло говорит!
Геннадий Смирнов
Актер (цитата по фейсбуку)
— Это позорное судилище могут поддерживать либо слепцы, либо глупцы, либо подлецы. Хотя некоторым удается и совмещать.
Антон Долин
Кинокритик (цитата по фейсбуку)
— УСЛОВНО. Сроки условные. Вся жизнь и культура в нашем государстве — условные. И то облегчение, которое мы (и я, не буду врать) сейчас испытываем — условные.
Это был главный киносеанс года. Самый поучительный. Ну, как сеанс? Условно.
Андрей Плахов
Кинокритик, обозреватель «Коммерсанта» (цитата по фейсбуку)
— Кирилл Серебренников и фигуранты дела «Седьмой студии» приговорены условно. Слава Богу, не тюрьма. Заранее знаю, что будет говорить «народ». Ах, наше гуманное государство, его ограбили на такие суммы, а этой «тилихенции» всё сходит с рук. То, что у людей украли 3 года жизни (не говоря о здоровье), похерили множество творческих планов, посеяли ненависть и раздор в обществе — это, конечно, мелочи. Так мы живем. Условно.
Галина Тимченко
генеральный директор «Медузы» (цитата по фейсбуку)
— Смешные люди какие. Запрет занимать должности. У него одна должность — Кирилл Серебренников. И да, это свобода. Пусть так. Но свобода. И не забыть выдохнуть. Кириллу миллион объятий.
Маргарита Симоньян
главный редактор RT (цитата по телеграму)
— Государство только что не сделало жестокую ошибку, которую, надо сказать, вполне бы могло сделать.
Учитывая крайний бред финансовых правил расходования бюджетных средств, у меня нет сомнений, что нарушения у Серебренникова действительно нашли.
Эти правила как будто специально написаны так, чтобы всегда иметь получателей на крючке. Если правительство, как сегодня пообещала нам госпожа министр, что-то изменит, всем станет спокойнее работать.
А вот насчет «отрицал вину, чтобы обмануть суд» — это новое слово в юриспруденции.
«Никто не обязан свидетельствовать против себя самого».
Статья 51 Конституции РФ.
Хорошо бы обязать судей ее читать.
Алексей Пивоваров
Создатель проекта «Редакция» (цитата по твиттеру)
— Всё дело Серебренникова — это очевидная и показательная, как у нас говорят, «ответочка». До сих пор не очень ясно, на что конкретно, но очевидно, что на острополитические художественные высказывания. Вопрос решается на самом верху, Путин никогда не скрывал, что в курсе дела
Думаю, логика была примерно такая: раз ты такой оппозиционный, что же делаешь проекты на бюджетные деньги? А нет ли там по бухгалтерии вопросиков? Мы же понимаем, что при нашей системе проектного финансирования их почти всегда можно найти — а ну-ка, иди сюда!
Сама эта логика, что госбюджет на культуру только для лоялистов, она безусловно порочна, потому что бюджет — это наши налоги, а не чьи-то личные средства. Увы, в России как раз эта логика и работает. Как говаривал испанский диктатор Франко: «Друзьям — всё, врагам — закон!»
Алексей Навальный
Оппозиционный политик (цитата по твиттеру)
— Три года условно для Серебренникова — это уголовное наказание по заведомо сфабрикованному делу. Вот главное, что надо помнить.
Ольга Любимова
Министр культуры России (цитата по «Подъему» — за час до приговора)
— Министерство совместно с культурным сообществом прорабатывает системные меры, которые должны исключить подобного рода трагические сюжеты, когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами. Чтобы подобные ситуации не воспроизводились в нашей сфере культуры в дальнейшем, нами разработан законопроект «О внесении изменений в основы законодательства Российской Федерации о культуре».
Дмитрий Песков
Пресс-секретарь президента России
(цитата по «РИА Новости» — за несколько часов до приговора)
— Безусловно, дело Серебренникова является поводом для того, чтобы тщательно проанализировать то, как осуществляется расходование государственных средств в учреждениях культуры, с тем, чтобы сократить возможную коррупциогенность в этой области. Это функция министерства культуры. У меня нет сомнений, что необходимый анализ будет сделан.