Можно ли быть готовым к родительству, что нового родители узнают о себе после рождения ребенка и каково воспитывать четырех дочерей? Для партнерского материала с ГК «Ленстройтрест» «Бумага» поговорила с тремя родителями: главным редактором «НЭН», автором подкаста «Родительский падеж» и многодетным отцом.
Партнер материала
Голландский квартал «Янила» — уютный квартал от ГК «Ленстройтрест» под Петербургом с мало- и среднеэтажной застройкой и насыщенной внутренней инфраструктурой: коммерческой, социальной, развлекательной. Это современное и экологичное место для жизни, созданное по образцу европейских городков.
Лена Аверьянова
Главный редактор изданий «Нет, это нормально» и Chips Journal, посвященных родительству, мама пятилетней дочери
— Родительство пришло ко мне внезапно. Я рада, что это случилось именно так: думаю, подготовиться заранее полностью нельзя. Хотя можно облегчить этот процесс. Сейчас наметился тренд на осознанность всего — в том числе в принятии решения стать родителем. Можно заранее многое про себя понять: пойти на психотерапию, проговорить важные вещи [о воспитании ребенка] с партнером.
При этом раньше родительство было скорее функцией, а не выбором: тебе нужно было выполнить часть гражданского долга. Сейчас дети становятся бонусом, который далеко не каждый хочет и может себе позволить. Ведь, с одной стороны, это привилегия, а с другой — куча последствий для тебя, в том числе финансовых, психологических.
Важно отделить свою неготовность к родительству от страха не соответствовать ожиданиям общества. В начале родительства ты очень уязвим и нуждаешься в бережном отношении. Я, например, сталкивалась с препятствиями, но они были скорее внутренними: у меня не было уверенности, что я всё делаю правильно. Почему, например, мне должно быть стыдно за то, что я кормлю своего ребенка в торговом центре? Кормление — безусловное благо для ребенка. А у нас за всё хорошее мать должна чувствовать вину.
Важно показывать, что родившая женщина — это не «отработанный материал», она продолжает оставаться человеком. Хорошо, что всё чаще можно увидеть родителей, которые идут с детьми в общественные места, в ресторан, на выставку, в гости. Многие места становятся kids-friendly. Кроме того, мне кажется важным, что отцовство становится не отдельной, специальной частью родительства, а нормальной и равноправной.
Вот еще одна тенденция. Мне кажется, раньше мы воспитывали успешных детей: важно было, чтобы человек в жизни состоялся, закончил университет, нашел приличную работу. Сейчас мы растим счастливых детей. Уделяем внимание эмоциям и чувствам ребенка — и своим. Мне нравится в этой тенденции, что мы разрешаем детям испытывать разные чувства. Можно злиться, испытывать ярость. Женщина тоже может уставать, испытывать отрицательные эмоции — это часть материнства. Проговаривая всё это, мы делаем огромный вклад в ментальное здоровье матерей.
Создавая «Нет, это нормально», мы исходили из того, что нам очень хочется поговорить [о родительстве] на человеческом языке — рассказать спокойным тоном о важных вещах. У нас была задача ответить на вопросы, которые считаются табуированными. Например, когда я была беременной, меня раздражало, что в журналах на эту тему всё было написано очень завуалированным языком: что происходит до родов, во время, после. Кроме того, нашей задачей было создать поддерживающее комьюнити и давать объективную информацию с комментариями специалистов. Еще одной задачей стали тексты с юмором. Родительство — огромный простор для самоиронии и смеха. В основном это издание обращено к планирующим родителям и родителям детей от 0 до 5 лет. А Chips — городское издание для родителей детей разного возраста. Там мы стараемся предлагать досуг для семьи и освещать важные новости, касающиеся социальных вещей в контексте родительства.
Родительство превратилось в образование, в процессе тебе многому нужно научиться — и ты многое узнаешь о себе. Из чего ты слеплен, сколько в тебя вложили родители. Я, например, была «удобным ребенком» — у меня не было пространства для выражения своих чувств. Роди ребенка — и узнай, кто ты такая.
Мы с мужем участвуем в воспитании ребенка одинаково — по тому же принципу, как мы это делаем [в быту]. Я готовлю еду, муж занимается уборкой. Не мой вариант, когда кто-то является главой семьи, а кто-то занимается домашним очагом.
На момент рождения дочери мы снимали однушку. Мы спокойно относимся к тому, что она спит, где ей заблагорассудится: она спала на кухонном диване, на матрасе, который вытаскивала из кровати. Мы обустроили ей на балконе игровую [комнату], обезопасив окна. Плюс большое подспорье в небольшой квартире — ванна, где можно играть в игры, например, с мыльными карандашами, которыми можно рисовать на стене. Пока дочь подрастала, я всё время продолжала работать из дома, садилась на кухне и сажала ее рядом с собой: выдавала ей всякие кастрюли, крупы для игр. Недавно мы сняли двухкомнатную квартиру и отдали ребенку самую большую комнату. У нее есть и кровать, и диван, и палатка, и полки книжные, и стол. Мы хотели, чтобы у дочери была комната, где ей комфортно проводить время.
В «Яниле» предусмотрено всё для приятного проведения свободного времени. Территория поделена на участки для подвижных игр и занятий уличной гимнастикой, зоны с тренажерами и столами для пинг-понга. Корпуса квартала связывает сеть велодорожек, оборудованы баскетбольная площадка и футбольное поле. Для детей постарше и подростков построен скейт-парк.
Василий Балуев
Генеральный директор, отец четырех дочерей
— Большая семья получилась сама собой. У меня есть старшая дочь от первого брака и трое — от второго. Долгое время я не хотел детей — а потом захотел. Как обычно это и бывает.
Для того чтобы стать родителем, это нужно захотеть. Готовность приходит у всех по-разному. Кто-то стремится сначала заработать много денег, чтобы обеспечить семью. Кто-то готовится к этому внутренне, размышляя [о родительстве].
Моя жизнь никак не поменялась после рождения первого ребенка, просто добавилась дополнительная ответственность. И появился любимый, хороший, добрый [человек] — стимул, чтобы побыстрее оказаться дома.
Бытовые проблемы как-то очень просто и легко проживаются. [После рождения первого ребенка] я узнавал информацию в первую очередь от бабушек и дедушек. Что делать, если температура? Если не спит, кричит? Если ребенок не спит — значит, что-то болит: мы должны были искать что, животик или ушко. А когда они подрастают, то уже сами говорят, что у них болит. Ну и плюс мы сами что-то знали: у обеих моих супруг и у меня есть родные братья и сестры, мы были старшими.
К порезам и прочему я отношусь очень спокойно. В таких ситуациях важно, чтобы [в паре] был спокойный родитель — и тогда будет спокойная обстановка без нервов и без криков, с четким пониманием, что надо делать.
Время находится на всех детей. Главное, когда заходишь домой, оставлять все проблемы, не связанные с семьей — рабочие, например, — за дверью. И тогда всё будет хорошо. Отделять зерна от плевел. Я научился этому не сразу, потихонечку. Срываешься, бывает — но это у всех, это нормально. Надо, чтобы срывы были реже.
Во второй семье у меня растут девочки в возрасте 12 лет, 9 лет и 9 месяцев. Ощущение, что ты находишься в рассаднике таком цветочном. Если я болею, все вокруг меня бегают. Они прекрасно общаются друг с другом. Понятно, что детская ревность периодически бывает, но это абсолютно естественный процесс, когда кто-то получает больше или меньше внимания. Любим мы всех одинаково.
Любой взрослый остается ребенком. Надо разговаривать с детьми по-взрослому. Естественно, бывает, что мы ругаем детей. Например, старших — за постоянное пользование телефоном: просим [отвлекаться] от него периодически. Это болезнь всех современных детей, к сожалению. Заставить ребенка почитать книгу бывает невозможно. Но технический прогресс заставляет нас делать то, что делают другие. Пусть знакомятся с гаджетами.
Выдержка должна быть обязательно. Но если злится кто-то из родителей, другой должен успокоить, быть более лояльным. Из серии «злой и хороший полицейский».
Сейчас с воспитанием детей стало проще, потому что помогают старшие — нянчатся с младшей. Так можно и десяток нарожать. Чем больше народу, тем проще. Рано или поздно они выйдут замуж, поэтому этот опыт для них важен.
Мы купили у ГК «Ленстройтрест» трехкомнатную квартиру и сделали дополнительную стенку, чтобы получилась пятикомнатная — теперь у каждой из дочерей есть спальня. Нас привлекла в том числе классная планировка. Выбирала супруга, она у меня дизайнер — и поэтому всем этим занималась. Закрытые розетки, защищенные углами, всё как положено для дома, [где живет маленький ребенок]. Старшие сами выбирали цвета мебели, обоев: мама рисовала им, как всё будет, они что-то поправляли.
Старшая ходит на «Ералаш», на шахматы, в модельное агентство и «Очумелые ручки». Сестра помладше ходит в модельное агентство, на китайский, на танцы и тоже в «Очумелые ручки». Какие-то вещи были по желанию, какие-то — для общего развития.
Проект «Янила» ориентирован на семейного покупателя благодаря разнообразию метражей и планировочных решений. На выбор есть квартиры с гардеробными, глубокими лоджиями и кладовыми, а также просторные квартиры с террасой на первом этаже — или на верхнем с выходом на кровлю.
В микрорайоне Янино, где возводится «Янила», работают общеобразовательная школа и детский сад. На территории квартала построен и открыт государственный детский сад на 105 воспитанников, строится школа на 825 учеников, проектируется второй муниципальный детский сад. Уже функционирует частный детский садик и детские развивающие центры. Недалеко от квартала находится Дом культуры с кружками и секциями для детей.
Анна Шагинян
Основательница образовательного проекта про заботу о себе Selfcarist Space, автор подкаста «Родительский падеж», стала матерью за месяц до пандемии
— Мы с мужем оба любим детей, и нам хотелось их иметь. Конкретное желание сформировалось, когда мы поняли, что вместе можем преодолевать сложности, договариваться. Мне кажется, что подготовка к родительству — это классно и полезно, но ты никогда не знаешь до конца, как это будет. Как ты себя будешь чувствовать, например, после долгих недосыпов.
После того как права женщины стали более заметны, начало меняться и отношение к решению женщины иметь или не иметь детей. Мне кажется, раньше это не особенно обсуждалось: «Ты женщина? Рожай». Хотя нам предстоит еще много работы в этом направлении, думаю, сейчас женщины и пары больше прислушиваются к себе, чтобы понять, насколько рождение ребенка для них актуально.
Во время подготовки к родительству в обилии информации мне помогла сориентироваться любовь к доказательной медицине. Благо, у ВОЗ или NHC (Национальная служба здравоохранения Великобритании — прим. «Бумаги») есть обзоры. Во время родов я столкнулась, к сожалению, с акушерской агрессией. Я заранее проговаривала с врачом, что для меня неприемлема критика в мой адрес, повышение голоса; мы заключили договор. Но так получилось, что в день родов врач застрял на границе с Эстонией. Акушерки, которую я выбрала, не было, сменной тоже. Мне было очень некомфортно с моей акушеркой. Она говорила: распусти волосы, иначе раскрытия не будет. А когда ты рожаешь, тебе не до того, чтобы обсуждать с акушеркой, насколько это неуместно.
Пандемия, наложенная на рождение ребенка, стала для многих женщин двойным испытанием. Отменился приезд моей мамы в гости, а у меня в первое время сильно повысилась тревожность. И хотя я работаю в сфере эмоционального здоровья и примерно понимаю, через что проходит женщина [после родов], я не готовилась к этому и к пандемии одновременно. Мне помогало сочувствие к себе, понимание того, что не нужно требовать от себя максимума. Не нужно думать о том, что где-то есть идеальная мама, которая менеджерит все процессы. Важно говорить себе: «Многим мамам было бы сложно на моем месте».
Я всё еще учусь принимать неопределенность. У нас сегодня был такой момент с мужем. Мы решили перераспределить дела, изменить режим, проснулись, вдохновленные этим, и столкнулись с тем, что у дочери режутся зубы. Всё пошло вообще не по плану. Мы постоянно пытаемся внедрить систему: два часа работает один человек, а другой сидит с ребенком, потом меняемся. Но из-за зубов дочь плакала, трудно было справиться в одиночку.
Мы делим все задачи кроме грудного вскармливания. Хотя партнер может участвовать даже в таком процессе. На лекцию специалиста по этой теме мы ходили вместе. В первые дни после рождения ребенка, когда грудное вскармливание оказалось для меня сложным, муж мне помогал: читал статьи, напоминал какие-то вещи с лекции, постоянно подносил ребенка.
В родительстве мне очень помогает опыт психотерапии, понимание того, как и на что я реагирую. У тебя есть возможность поддержать себя, чтобы поддержать партнера.
За время материнства я подстриглась, потому что дочка начала играть с волосами. Правда, я и так хотела сменить стрижку. И вообще я очень изменилась: почувствовала после родов свою силу и уязвимость. Это совершенно новый уровень переживаний и впечатлений. Я узнала, как [сильно] можно любить человека. Я на нее смотрю и думаю: как можно быть такой клевой? Безграничное ощущение нежности и принятия.
Важно сказать, что так не всегда и не у всех. Есть мамы, которые не испытывают счастья и любви с первых месяцев, и это нормально. Им нужна помощь и поддержка. У всех разный опыт. Мы вдвоем с ребенком и оба работаем, у нас две собаки — это один опыт. А, например у соло-мамы, которая с ребенком одна 24/7, — другой опыт. Сравнивать бессмысленно.
Мне кажется, самое сложное в материнстве — это накопительный эффект. Количество бытовых дел и работа. При этом работа — важная часть моей жизни, и без нее мне плохо. Мы недавно переехали за город. Я думала: выращу горох, цветы. Накупила земли для клумб. И сейчас на меня смотрят эти угрюмые мешки. Приходится постоянно выбирать первостепенные дела. Для дочери мы никак не переобустраивали пространство — только купили кроватку, хотя она там не спит. Она еще не поползла, думаю, это произойдет через месяц-два — и тогда мы будем всё проверять на тему безопасности.
В «Яниле» можно почувствовать себя как на загородом отдыхе: в теплое время года квартал утопает в зелени и цветах. Только в рамках первой очереди проекта застройщик вместе с жителями дополнительно высадил более 3500 зеленых насаждений. Рядом с кварталом расположены Ржевский лесопарк и Ковалевское лесничество, где всегда можно отдохнуть, прогуляться и заняться спортом на свежем воздухе. На велосипеде можно доехать до памятника природы «Колтушские высоты». Здесь среди живописного леса и холмов проложена экотропа протяженностью 3,7 км, которая приводит к озеру.