Ходят ли читатели «Бумаги» в лес за грибами, какие грибные блюда предпочитают и как вообще относятся к грибному царству? Спросили у подписчиков нашей рассылки и публикуем некоторые их ответы.
— Обожаю собирать грибы! Сразу воспоминания и истории из детства. Как вставали рано, как с бабушкой ходили каждое лето. Потом приходишь [домой], надо их чистить, а потом бабушка сортировала: что солить, что в жареху, что мариновать, что сушить.
Если солить, то в пятилитровых банках. Если сушить, то только благородные. Мариновать — исключительно белые. А какой суп был! Я так не умею. Ароматный, на весь дом пахло, с перловкой. Набегаешься, прибежишь, бабушка за стол посадит, нальет суп, положит сметаны — безумно вкусно. А еще жарили [грибы] с картошкой: не каждый гриб в жареху подходит. А когда всей семьей на даче ходили, сколько было историй.
Дача у бабушки с дедушкой появилась после войны, так у каждого свои грибные места были. Бабушка в один овраг ходила, папа в другие бегал, брат тоже в свои места водил. У каждого поколения свои секреты.
И леса Карельского перешейка огромные. Идешь, кругом красота, лес разный. Тут для лисичек местечко, тут белые смотреть надо, а там — подберезовики… Жаль, что детство уже не вернешь сейчас.
Но мы ходим в лес с мужем и сыном, хотя это и не то. И ведрами уже никто не носит, и не встаем пораньше, и банки пятилитровые в детстве остались, и острые ножики, когда у каждого свой, и корзинки почти именные… И на чердаке никто не развесит нитки с грибами сушить. Всё как в анекдоте про фальшивые елочные игрушки. Тридцать лет прошло, радости такой уже нет.
— В детстве я жила в Минске, и наш большой 1000-квартирный дом стоял рядом с небольшим лесом. Мы с родителями ходили туда гулять и собирать грибы. В три года я ничего не понимала в грибах — знала только, как они выглядят. Но при этом мне удавалось легко их находить, как говорила мама. Куда бы я ни наступала, рядом был грибочек.
Потом я прожила 20 лет в регионе, где сбор грибов — не самый популярный вид досуга. В леса там нужно было долго ехать на машине или маршрутке. И только с переездом в Петербург я снова открыла для себя это хобби. И как-то даже пыталась засаливать грибы по рецепту бабушки своей подруги.
А еще однажды мы с девушкой поехали погулять в Невский лесопарк — просто побыть на природе. Но неожиданно прогулка переросла в сбор грибов! У нас почти ничего с собой не было, кроме пакета с бутербродами. В него-то мы и складывали наш улов.
Потом с этими грибами получилась отличная паста.
С тех пор прошло два года, и в этом году мне бы хотелось вернуться к сбору грибов, просто потому что это медитативно.
— С детства у меня травма — меня водили, носили и заставляли ездить в лес по грибы. Моя мать не могла оставить бедного ребёнка в городе и хотела разделить радость «грыболовства». Помню, как она говорила «Дыши глубоко! В городе такого воздуха нет!».
Я дышала и страдала. Насекомые лезли в рот, глаза и волосы, а ветки кустов били по лицу. Ещё в питерском лесу ужасно сыро. И змеи. И пауки. И клещи. И опасность в лесу (питерском) исходит отовсюду. Везде подстава: в траве ползают, на деревьях плетут, с неба летят. Абсолютная беззащитность перед природой!
Так что связка лес-грибы меня приводила в ужас. Даже возможность прокатиться на красной «Таврии» по имени «Карлуша» до леса и обратно не скрашивала предстоящие мучения.
В школе грибной вопрос усугубился. На каком-то уроке биологии узналось, что грибы — это царство. И они сами по себе размножаются. Они без сердца и почек, и вообще это не растения, а грибы. Грибы стали синонимом очень стремного создания, которое может захватить меня, мир и всех вокруг.
Я даже не ела грибы в любом виде почти до 25 лет. Опасалась, что они проникнут в меня. Хотя шиитаке в мисо-супе я, конечно, не считала за вредных захватчиков. Как и шампиньоны на гриле.
Последней каплей стал сериал The Last of Us, где моя теория представлена на практике (захват мира грибами я выдумала до создателей игры, это они мои мысли прочли). После просмотра сериала я всем сказала, что грибоедство приведет к необратимым последствиям. Не зря сериалы снимают!
Но сама я грешу и включила в жизнь грибные блюда. Но в лес так и не хожу. Лучше в городе поищу что-нибудь вещественное, созданное человеком. А не грибами.
— Люблю собирать грибы, потому что без шуток считаю их другим разумом, люблю с ними общаться. Тихая охота ни в какое сравнение не идет с медитацией или поисками себя: это буквально общение с грибами. Как-то мне попалась советская художественная книга «Грибной царь» — в ней эта философия изложена в совершенстве. Искренне рекомендую.
— Родители не приучили собирать грибы, да и в лес мы никогда не ездили, и я об этом очень жалею. Грибы обычно просто не вижу, а если нахожу, спрашиваю у мужа или тех, кто рядом, съедобный ли гриб.
Зато у меня на картах теперь есть метка «лисички» — попытка завести «свои места», как у настоящих грибников.
Вообще я грибы уважаю, и их собирателей тоже. Вчера подруга была на свидании, они с ее новым возлюбленным уехали далеко за город и собирали грибы — мне это показалось ужасно романтичным.
— Мне нравится собирать грибы, потому что это процесс. Бывает сложно начать: собраться, поехать (или пойти, если я уже в деревне). Обычно мне нужен локомотив — тот, кто позовет с собой.
Но в процессе всегда получаю удовольствие от нахождения в лесу и прогулки. Конечно, просыпается и охотничий азарт. Раньше я не любила есть грибы, а вот собирать и чистить мне нравилось. Теперь чистить не люблю, а вот поесть — с удовольствием.
Новый взгляд на сбор грибов мне открылся, когда я была некоторое время волонтером в «Лизе Алерт». Столько людей теряется, поэтому очень важно правильно собраться в лес: всегда рассчитывать на худшее, надевать яркую одежду, стараться не потеряться.
— Собирать грибы я очень люблю, но делаю это так себе. Обычно мы вместе с моей мамой занимаемся сбором грибов и ягод в конце лета. У нее будто есть внутренний глаз или шестое чувство, определяющее местоположение гриба. И она каждый раз издает победный клич, видя новый гриб.
Она собирает, а я слежу за тем, куда мы движемся. Мы вдвоем создаем тандем: я хоть и плохо нахожу грибы, но отлично ориентируюсь в лесу и могу провести людей по очень непростой местности. А вот мама болеет тем самым топографическим кретинизмом — в лес ей одной категорически нельзя ходить.
А еще я люблю лес. Там есть пушистый мох, лишайники, сосны и запах чего-то, что ассоциациируется со свободой.
— Грибы не собираю: их же надо готовить потом. Достаточно искать и любоваться. Но я иду в грибную школу — может быть, что-то изменится.
— Мы любим собирать грибы, потому что это лишний повод выехать за город, спокойно погулять по лесу, побыть наедине с собой. При этом «тихая охота» доставляет определенный азарт, даже если «добычи» не очень много.
Отдельное удовольствие — нагулявшись, сварить суп или пожарить собранные грибы. А открытая зимой баночка маринованных грибов становится милым воспоминанием о лете, ради которого мы готовы вновь встать в субботу пораньше и поехать в лес.
— Ни разу не собирал грибы, но много раз представлял, как это делаю. Воображение обычно рисует, что это довольно приятно: запахи леса, острый ножик в кармане, восторг находки. К сожалению, всё не так просто.
Много раз спрашивал опытных грибников, и выяснил, что есть довольно большая опасность срезать не то и отравиться.
Но есть грибы я обожаю. В Петербурге после переезда заметил, что каждую осень продают очень много грибов — особенно возле метро. Лисички, обжаренные в масле и заправленные сметаной, — ммм.
Обложка: Midjourney
Что еще почитать:
- Где искать грибы, как их правильно готовить и консервировать на зиму? Советы от петербургских шефов.
- Сезонные продукты августа: как выбрать и заготовить на будущее свеклу, белые грибы и арбузы.
- «Целый месяц из трех я полностью провела в лесу». Грибники Петербурга рассказывают, почему увлекаются «тихой охотой» и как собирают по 350 кг за сезон.