Осенью 2023 года в Галерной гавани на Васильевском острове начнется строительство плавучего жилого квартала. Его концепцию придумала семья предпринимателей Даниил и Анна Афонины, которые сами вместе с детьми девять лет живут в хаусботе.
«Бумага» рассказывает, кто помогает создать квартал, за что проект хвалят и критикуют местные жители, как он скажется на экологии и впишется ли в городской ландшафт.
Квартал с хаусботами придумала семья, живущая на воде девять лет. Многие местные жители хвалят проект, но критики опасаются нового «человейника»
Идея жилого плавучего квартала в Галерной гавани принадлежит супругам Даниилу и Анне Афониным, которые с пятью детьми уже девять лет живут в хаусботе. Жилье на реке Ждановке пара переделала из купленного полузатопленного дебаркадера. Оно занимает почти 1 тысячу квадратных метров.
Электричество поступает от городской сети, вместо канализации семья использует бак-септик. Дом оборудован теплым полом и камином, который согревает семью зимой, писало издание «78».
За эти годы вокруг семьи образовалось комьюнити, которое разделяет интерес к подобному образу жизни. «У окружающих возникал вопрос: почему в Петербурге это не распространено? Петр I копировал наш город с Голландии, в которой много домов на воде. У нас же это даже не в зачаточном состоянии», — рассуждает в разговоре с «Бумагой» Анна Афонина.
В августе 2022 года Анна Афонина опубликовала анонс проекта квартала на воде на своей странице во «ВКонтакте». По ее словам, реакции местных жителей были полярные: «от восторга до хейта».
«Бумага» изучила отзывы горожан под новостями о проекте. Критики опасаются, что «простому люду ход будет перекрыт», квартал будет напоминать «человейник, только на воде». Части пользователей концепция напоминает об Амстердаме, они называет проект необычным и красивым. В инстаграме Анны, где она рассказывает новости проекта, под постами о квартале много поддерживающих и восторженных комментариев.
Архитектурный проект квартала создала петербургская студия архитектуры и дизайна Horomystudio. Ее в 2011 году создали Ольга Ветошева и Эдуард Захаров, занимающиеся разработкой индивидуального жилья, в основном загородных лесных коттеджей. Их проект Lodge A в 2019 году победил в конкурсе ADD Awards в категории «Жилые дома и таунхаусы». В 2020 и 2022 годах студию дважды номинировали на международную премию Archdaily.
Типовое жилье на воде будут продавать по начальной цене в 19,5 миллиона рублей. Юридически это маломерные суда
По словам Анны Афониной, команде пришлось «изобрести велосипед», так как, хотя мировая практика подобных кварталов существует, в Петербурге аналогичных проектов не было. При его разработке авторы опирались на юридические нормы Государственной инспекции по маломерным судам.
В интервью «Собаке.ru» предпринимательница рассказывала, что у петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) были претензии по поводу внешнего вида квартала, так как он будет располагаться на территории объекта культурного наследия федерального значения. Проблему решили через суд, который встал на сторону авторов водного квартала.
— По правилам, законам и договору швартования, всё, что находится в яхт-клубе, является частной собственностью человека и может быть красным, зеленым, застекленным, доверху тонированным, с антенной и скворечником. Если это зарегистрированное плавсредство, то КГИОП не имеет к нему никакого отношения, — поясняла Афонина.
Первая очередь строительства водного квартала подразумевает 10 плавучих домов. Каждый состоит из «теплого контура» площадью 56 квадратных метров и 60-метровой открытой террасы. Во всех домах будет типовая планировка. Электричество и водопровод проведут от городских коммуникаций. Канализация с септиком будет локальной в каждом доме. Если проект окажется прибыльным, позже ее также подключат к берегу. Купить хаусбот можно будет как под жилье, так и под офис. Стартовая цена — 19,5 миллиона рублей.
Юридически продавать будут не жилье, а судно, зарегистрированное в инспекции по маломерным судам. Нахождение квартала в гавани регулируется договором о водопользовании. Дома оформлены, как плавсредства, их нельзя взять в ипотеку или прописаться в них, объяснила Анна Афонина «Бумаге». Если город после 2034 года не продлит договор водопользования, квартал намерены перенести в другие акватории — в Кронштадт или Сестрорецк.
Официально продажи хаусботов пока не открыли, но предварительные заявки оставляют лично Анне в соцсетях. Строительство водного квартала должно начаться этой осенью. В каком именно месяце, авторы проекта пока не говорят.
Бизнес-партнером Афониных стал экс-депутат Дагестана от КПРФ. Он уже создал в Галерной гавани яхт-клуб
Бизнес-партнером Афониных стал предприниматель Марат Асланов — бенифициар яхт-клуба Marina в Галерной гавани. Именно он заключил договор водопользования с городом до 2034 года.
С 2016 по 2021 год Асланов был депутатом Народного собрания Дагестана от КПРФ, где оппонировал единороссам, критиковал местные выборы и рассказывал об угрозах от коллег.
Сейчас он преподает в петербургском Политехе и выступает председателем совета директоров консалтинговой фирмы «Промышленная группа “Технологии Переработки”», гендиректором производителя изделий из бетона «Современные композитные материалы» и предприятия по обработке и утилизации неопасных отходов «Марта Модуль-8».
Марат Асланов уже пытался развить развлекательную и туристическую инфраструктуру на воде Галерной гавани, опираясь на опыт Европы. В 2019 году он рассказывал о планах создать «самый большой в мире плавучий квартал», сохранив при этом исторический облик гавани.
Впоследствии Асланов открыл только яхт-клуб, работающий и сейчас. По словам Анны Афониной, предприниматель в тот момент переключился на более прибыльный и интересный для него бизнес. «Думаю, тогда еще не пришло время для квартала, город был к этому не готов», — сказала Архипова «Бумаге». Летом 2020 года Асланов также предоставлял Галерную гавань для съемок боев без правил на специально построенном ринге на понтонах.
Много лет назад в соседней акватории находили радиоактивные загрязнения. Эколог говорит, что сейчас для покупателей риска нет, — и квартал не должен повредить среде
В 2006 и 2013 годах «Беллона» писала о разработке оружия массового поражения на территории военного городка №6 в Шкиперском протоке, акваторией рядом с Галерной гаванью. Испытания его, по данным журналистов, закончились в 1950-х, но в воде оставалось радиоактивное загрязнение.
В 2013 году на тот момент зампредседателя комитета по природопользованию Алексей Петров заявил «Беллоне», что с 2010 года на участке специалисты деактивировали 23 очага радиоактивного загрязнения, а в 2012 году провели дополнительные работы. Радиация, по его словам, не превышала допустимых значений.Анна Афонина сказала «Бумаге», что они регулярно собирают пробы воды. «Это вменено нам в обязанности как держателям договора водопользования». — пояснила она. По словам Афониной, сейчас при гавани «абсолютно чистая среда, незагрязненная акватория».
Эколог Александр Карпов в разговоре с «Бумагой» подтвердил, что в целом акватория безопасна для будущих жильцов квартала. Влияние самого квартала на экологию акватории будет незначительным, считает эколог, но отмечает, что на прибрежной территории важно сохранить деревья и кусты.
— Переход от суши к воде имеет особое значение для любого водоема. Здесь проходят процессы размножения и выращивания разной молоди: птиц, рыб, беспозвоночных. Хорошо, если гавань останется с дикими заросшими берегами, — поясняет Карпов. В то же время он отмечает, что Галерная гавань — высокоурбанизированный водоем, и природная жизнь здесь не велика.
Карпов полагает, что в гавани могу возникнуть санитарно-гигиенические проблемы, если в воду попадут органические отходы. В этом случае в акватории начнут размножаться водоросли, которые, хотя в целом и не опасны для окружающей среды, выделяют неприятный запах.
«Бумага» спросила Невско-Ладожское бассейновое водное управление, проводилась ли экологическая экспертиза проекта и соответствует ли проект нормам, но на момент публикации материала не получила ответ.
Квартал хорошо скажется на имидже города и района, считает урбанист. Но авторам нужно осторожно подойти к парковкам и обустройству берега
Плавучий квартал хорошо скажется на имидже города и разбавит серый пейзаж округа с преимущественно советской застройкой, считает урбанист, магистр кафедры Глазычева Института общественных наук РАНХиГС Александр Кириятских.
— На мировом уровне, в европейских странах, где много воды, — это обычная практика. В Голландии и Париже парковка дебаркадеров — абсолютно законное явление с большим количеством преимуществ для жильцов: наличие своего участка на воде, отсутствие большого количества соседей, расположение в центральных частях города, – пояснил он «Бумаге».
Специалист полагает, что с точки зрения сохранения исторического облика Петербурга и развития Генплана дебаркадеры не стоит парковать у таких мест, как Дворцовая или Английская набережная. А в акваториях Васильевского острова, где меньше достопримечательностей, их парковка несет положительный эффект: По его словам, при установке дебаркадеров у береговой линии ее необходимо укрепить — а это ведет к обустройству общественного пространства.
Климат Петербурга не помешает развитию квартала, полагает Кириятских. В городах со схожим климатом — например, в Копенгагене — такие проекты реализуют без проблем. При этом Кириятских считает, что авторам проекта необходимо хорошо продумать, как обустроить парковку, чтобы она не «убила» набережную.
Как отметила Афонина, еще 10 лет назад гавань была закрытой территорией с ржавым забором. Сейчас же берег благоустроен, а проект плавучего квартала дополнят прибрежную инфраструктуру беседками, домиками для уток и музеем, посвященным истории гавани. Доступ к ним будет не только у владельцев хаусботов, но и у жителей прибрежных домов и туристов.
Что еще почитать:
- Как жители Зеленогорска борются за лес и заказник «Озеро Щучье» — там хотят построить пансионат «Газпрома» и биатлонный комплекс.
- Не парк, а технопарк. Что будет на месте обещанного горожанам «Тучкова буяна» и как это объясняет Беглов.