Историк культуры Кира Маркман переехала в Грузию в 2018 году из Москвы. Здесь она познакомилась с грузинским чаем и запустила проект, популяризирующий напиток, и даже сняла про местный чай фильм.
Paper Kartuli поговорила с Кирой о том, как Грузия повлияла на ее жизнь, что для нее значит дом и как она решила начать свое дело, связанное с чаем.
Это рубрика «Портрет». В ней мы знакомим читателей с людьми, которые занимаются полезными делами в Грузии.
Кто я
— Меня зовут Кира Маркман. По образованию я историк культуры, исследователь. Сейчас моя основная сфера деятельности связана с чаем. Еще у меня есть хобби: вместе с другом мы ездим по Грузии и фотографируем разрушающиеся барельефы и старые мозаики.
До переезда в Грузию я изучала культуры народов мира. Когда я впервые побывала здесь, мы с подругой поехали в Тушети, где я придумала тему моей научной работы: «Семантика символов цветка в культуре народов Кавказа». Грузия привлекла меня своей историей и культурой.
Я выросла в классической советской семье: каждое предыдущее поколение рождалось в разных частях страны. У меня никогда не было ощущения родины, Москва никогда не была моим домом. Но в Тушети я впервые почувствовала, что Грузия — это мое место. У меня нет родственников в Грузии, не было друзей-грузин. Но я почувствовала, что нужно срочно выйти из зоны комфорта: из связей с людьми, местами и памятью. Для меня Грузия стала свежим воздухом, в прямом и в переносном смысле.
Переехала я в 2018 году. В Грузии работы особо не было. Я искала, где я могу быть полезна, и в какой-то момент вспомнила, что в стране есть чай. Я связалась с чайным мастером Дато Тенеишвили, поехала к нему на плантацию, лично соприкоснулась с чаем. Дато занимается чаем с советских времен. Он один из первых восстановил чайную плантацию в Грузии.
Я начала ездить в разные регионы страны — к другим чайным мастерам-фермерам. Меня поразил масштаб увиденного. В первый год знакомства с грузинским чаем я сняла фильм о нем.
Вместе с этим я поняла, что об этих чайных производителях в Тбилиси мало кто знает. Мир чайных фермеров не пересекался со столицей, и я придумала медиа-проект Kartuli tea culture и запустила его в 2020 году вместе с партнерами.
Где мы
— Мы находимся в Сололаки, в доме моих друзей, где я живу. Этому зданию 120 лет — в свое время армянский нефтяник подарил его своему сыну в честь свадьбы. В этом районе жила тбилисская интеллигенция, и это ощущается.
Большую часть времени я провожу дома за работой. Это место, которое я не хочу покидать. В каком-то смысле, эта квартира изменила меня. Я думала, что я человек-путешественник, но обретя здесь такой замечательный дом, где уравновешивается внутреннее и внешнее, поняла, что это не так.
Как вы
— Начало войны [в Украине] я встретила в Аджарии. Ко мне пришла подруга с зареванным лицом и сказала: «Кир, война началась!» Эти слова для меня прозвучали как удар грома. Моя бабушка прошла через Великую Отечественную войну, и каждый мой завтрак в раннем детстве начиналось с ее рассказов о том, как она бинтовала раненых на войне.
В России у каждого второго есть родственники в Украине, мои знакомые превратились в сервисный центр 24/7. Мои друзья организовали фонд [гуманитарной помощи украинцам в Тбилиси] Choose to help. Я помогала как могла.
Переезд в Грузию сильно на меня повлиял. Я стала более ответственной, поняла: что ты нарисуешь, то и будет нарисовано. Сейчас я в процессе создания своего продуктового бренда. Проект будет посвящен чайной культуре и лайфстайлу в целом. Я хочу привнести в продуктовую индустрию больше красоты и эстетики, которые передавали бы ценности, которые вкладывают создающие чай люди.
После лекции о чае в пространстве Papers я поняла, что это интересно людям и что обязательно нужно организовать пробный выезд на чайные плантации в дружественные производства. Это самый классный и прямой способ познакомиться с чайной культурой.
Грузия дала мне огромный пинок, чтобы иметь смелость и дерзость помыслить о своем деле. Раньше я в основном работала над временными проектами, был осадок, что ты вложился и ушел. А свое дело никогда не заканчивается, ты всегда в процессе.
Что еще почитать:
- Знакомьтесь: сооснователь Ratto Денис Сычев. Мы узнали, как открыть бистро в Тбилиси и привлечь местных посетителей
- «Это не выбор национальности. Это выбор между добром и злом». Муся Тотибадзе — о жизни на две страны, фамильном доме в Тбилиси и музыке, которая объединяет