В июне у переплетной мастерской на Большой Пушкарской, 46 появился новый владелец. В ней более 40 лет работал любимый жителями Петроградской стороны мастер Зиновий Соломон, скончавшийся в ноябре 2023 года.
«Бумага» поговорила со вдовой Зиновия Григорьевича и новым владельцем мастерской. Рассказываем, кого Соломон благословил на продолжение своего дела и что ждет мастерскую, в которую несколько поколений петербуржцев приносили на переплет книги и диссертации.
Переплетная мастерская находится на Большой Пушкарской в бывшей дворницкой напротив Матвеевского cада. Получить разрешение и открыть ее в 1970-х годах удалось Григорию Соломону — вышедшему на пенсию начальнику цеха кожгалантерейной фабрики. Таким образом он продолжил дело своего отца Залмана Абрамовича.
Зиновий Соломон, работавший в советское время инженером на «Электроприборе», перешел трудиться в мастерскую во время перестройки, став переплетчиком в третьем поколении. В 2018 году он приобрел помещение в собственность, пишет сайт «Еврейский Петербург».
Мастер умер в ноябре 2023 года в возрасте 82 лет. Вдова Зиновия Григорьевича Марина Семенова продолжала получать звонки от клиентов на его телефон, который со временем отключила: ей было слишком тяжело каждый раз сообщать о смерти супруга, рассказала женщина «Бумаге».
По словам вдовы, в последние месяцы жизни муж сильно уставал и искал, кто продолжит его дело. Изначально Зиновий Григорьевич видел преемником внука, но у него были другие интересы: молодой человек поступил в кулинарный колледж.
Тогда выбор пал на реставратора библиотеки Российской академии наук Вячеслава Неклюдова, с которым Зиновий познакомился в мастерской. С предложенной супругом кандидатурой она согласилась, так как Зиновий отзывался о Неклюдове как об очень профессиональном человеке.
— Однажды он [Зиновий] сказал: «Знаешь, я хочу, чтобы он [Неклюдов] был преемником, потому что мне уже тяжело». C сердцем у него был непорядок. Я говорила: «Конечно, хватит, наработался уже», — вспоминает Марина Семенова.
«Бумаге» Неклюдов рассказал, что познакомился с Зиновием Соломоном примерно за год до смерти мастера, «совершенно случайно» посетив его мастерскую.
— Потом он [Зиновий] мне давал сложные книжки на реставрацию, которые к нему попадали. Видимо, он хотел еще посмотреть, что я умею. В общем, довольно близкие отношения у нас были, — говорит Неклюдов.
Реставратор хотел купить мастерскую у Соломона еще при жизни мастера и привести ее в порядок, чтобы Зиновий мог продолжать в ней работать.
— Зиновий Григорьевич тоже хотел, чтобы эта мастерская осталась у меня. Когда он умер, дочь связалась со мной и мы обо всем договорились, — вспоминает Неклюдов.
С июня мастерская принадлежит Вячеславу, и он планирует сделать в ней ремонт, сохранив профиль, которому мастерская оставалась верна десятки лет. Сам Неклюдов, по его словам, занимается любыми памятниками на бумажном носителе — не только книгами, но и, например, графикой.
— Видимо, Зиновий Григорьевич долго ничего не предпринимал [по ремонту], только работал. Мне осталось его оборудование, материалы, инструменты. Хочу перевести туда все свои станки и столы. Там будет по-прежнему переплетная мастерская с уклоном в реставрацию, — рассказывает «Бумаге» реставратор.
Неклюдов хочет открыть новый вход в мастерскую со двора, а не через парадную, как сейчас, и сделать сайт в память о Зиновии Григорьевиче. На это уйдет несколько месяцев.
— Если я буду пробивать дверь, то ближе к Новому году. Согласование это очень недешевое, и стоит денег, которых у меня пока всё равно нет. Если ограничусь обычным ремонтом, то, конечно, будет быстрее — наверное, к осени. Пока точнее не могу сказать, — заключил реставратор.
Увековечить память о мастере Неклюдов намерен также в вывеске с новым названием — «Соломон».
Видите, есть и хорошие новости 💚
Мы продолжим рассказывать вдохновляющие истории — а вы можете поддержать нашу работу
Что еще почитать:
- «Надо же, мастерская все еще тут»: как работал переплетчик с Петроградской стороны.
- «Зиновий Соломон был истинной легендой Петроградской стороны». Как петербуржцы вспоминают переплетчика с Большой Пушкарской.